- Законодательная стилистика как учебная дисциплина
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА — сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами.
И хотя сейчас проблемой активно занимаются, тем не менее решение проблемы совершенства языка законов находится в начале своего пути. Помимо прочих причин это в значительной мере объясняется двойственной природой законодательной стилистики. С одной стороны — это наука, базирующаяся на выводах и понятиях юриспруденции, а с другой — на выводах и положениях языка знания (лингвистики). И если юриста в большей степени интересует в праве (норме, законе) его содержание (т.е. само установление), то для лингвиста главным является сама языковая форма. Соответственно, если юриста интересует, какими основными терминами будет обозначено правовое понятие, то лингвиста, прежде всего, занимает, насколько эти слова и связи между ними соответствуют лексическим и грамматическим нормам и т.п. Получается так, что закономерности законодательной речи не под силу в отдельности только юристам или только лингвистам. Необходим симбиоз лингвистических и юридических знаний. Очевидно, что решение этой проблемы связано, прежде всего, с изменением ментальности в отношении к вопросам техники и стилистики в частности. В этой связи целесообразно преподавание в юридических вузах специальной дисциплины, «Основы законодательной техники», предметом которой охватывались бы и вопросы законодательной стилистики. По-видимому, оправданно специальное преподавание основ законодательной стилистики на факультетах лингвистики. В этой связи требуется соответствующая корректировка содержания учебников и курсов лекций по общей теории государства и права.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.